Действенный способ обоснования универсальных ценностей предлагает Э. Макинтайр. Он показывает, что человеческие добродетели (в нашем случае ценностные принципы) имеют универсальное значение, поскольку обеспечивают достижение внутренних благ самой практики (в нашем случае педагогической практики).
Под «практикой» Э. Макинтайр понимает любую последовательную и комплексную форму социально установленной совместной человеческой деятельности, смысл которой заключается в реализации благ, внутренних относительно нее, при попытке достичь таких стандартов совершенства, какие присущие данной форме деятельности и отчасти есть для нее определяющими, в результате чего человеческая способность достигать совершенства и соответствующее понимание целей и благ систематически расширяется.
Добродетели Э. Макинтайр определяет как приобретенные человеческие качества, владение и упражнение в которых делает нас способными достичь внутренних благ практики и без которых эти внутренние блага недостигнутся. Универсальное значение добродетелей для осуществления практики Э. Макинтайр обосновывает так: если вы уже избрали свою практику, решили стать художником, физиком или полузащитником, или захватывает вас просто живопись, интересные эксперименты или меткие удары по мячу, — вам нужно учиться, то есть на какое-то время подчиняться людям, которые являются специалистами в данной практике. Вы должны понять, чего эта практика от вас требует, вы должны быть готовы к любым связанным с ней опасностям, и вы должны внимательно слушать ваших учителей, которые будут указывать вам на ваши недостатки, и отвечать им с таким же вниманием к фактам. То есть какую бы практику мы не избрали, мы в первую очередь должны быть справедливыми, смелыми и честными. Потому что если мы, презрев эти добродетели, начнем мошенничать, как и ребенок с шахматами, то это лишит для нас данную практику внутреннего смысла, возведя ее на уровень достижения каких-то внешних благ. И дальше Э. Макинтайр доказывает, что честность, справедливость и смелость являются всеобщими добродетелями, в свете которых нам следует оценивать себя и других, независимо от наших особенных моральных и социальных ценностей, хоть разные общества понимают их по-разному. Ведь каждая практика устанавливает определенные отношения между теми, кто участвует в ней. И именно добродетели, нравится нам или нет, определяют наши отношения с другими людьми, с которыми мы разделяем цели и стандарты нашей практики. Наши отношения с людьми с которыми мы связаны общей практикой, определяются не только степенью доверия и правдивости, но и справедливостью и смелостью.
Значение в человеческой жизни смелости как способности прибегать к действиям, которые могут оказаться губительными или опасными для нас самих, Э. Макинтайр раскрывает через установление ее связи с беспокойством и заботой: идет речь о том, что человек, который искренне беспокоится о других, но не имеет силы рисковать собой, должен признать себя трусом — как перед собой, так и перед другими. На значение смелости можно посмотреть и шире. В экзистенциальном смысле смелость — это в целом решительность быть: решительность осуществлять свою жизнь сознательно и творчески, решительность быть вопреки любым обстоятельствам, решительность на поступок, на осуществление выбора и принятие ответственных решений без любой гарантии на их верность, успешность.
Тағы рефераттар
- «Анадырь» операциясы
- Оқулық мәтіндерінің жиілік құрылымының ерекшеліктері
- Баян хат
- ХХ ғасыр мәдениеті дамуының негізгі тенденциялары
- Макростарды бухгалтерлік есептеуде қолдану дипломдық жұмыс