Юрий Валентинович Трифонов и Виктор Сергеевич Розов были своего рода свидетелями своей эпохи. Они жили и творили примерно в одно время, поэтому их произведения перекликаются в тематике и проблематике. Их, чутких людей, волновал «вещизм», приоритет материального, а не духовного, нравственного начала. Эта проблема поднимается в пьесах Розова «В поисках радости», «Гнездо глухаря» и в повестях Трифонова «Обмен», «Предварительные итоги» и «Дом на набережной».

Сходство повести Трифонова «Обмен» и пьесы Розова «В поисках радости» обнаруживается на сюжетном уровне. Жену Дмитриева, главного героя «Обмена», зовут Лена, как и жену Фёдора Васильевича из пьесы Розова. Причем общее у этих женщин не только имя. Дмитриев говорит, что его Лена имеет некий «душевный дефект», «недоразвитость чувств», «что-то недочеловеческое». Это «недочеловеческое» проявляется в желании обменять комнату матери Дмитриева, несмотря на то, что сейчас не лучшее для этого время – Ксения Федоровна больна. Дмитриев понимает, что это неправильно, но против жены все равно не идет. Так же поступает и Федор: ради своей Лены предает семью.

Еще одно сходство данных произведений заключается в проявлении «душевного дефекта» обеих Лен. Розовская Лена не желает видеть саблю отца семейства Савиных на стене, а когда ее снова вешают, она принимает это за обиду. Трифоновская Лена самовольно перевешивает портрет отца Дмитриева. Когда ей указывают на ее бестактность, она удивляется: «нужен был гвоздь для настенных часов, и никакого иного смысла в этом поступке не было». Такое поведение обеих героинь свидетельствует о том, что для них важнее всего собственное благополучие, удовлетворение. Для них нет ничего неприкасаемого, для них всё в этом мире – просто вещи.

Дмитриев и Федор, вероятнее всего, понимают, что главное в жизни – это оставаться Человеком в любых обстоятельствах, быть богатым духовно, а не материально. Но разве только их Лены такие? Нет, людей, «зараженных мелкобуржуазным мещанством», становится все больше. После того, как Лора, сестра Дмитриева, обвиняет его в том, что он «олукьянился» (Лукьяновы – фамилия семьи Лены), Дмитриев приходит к выводу, что «всё олукьянилось».

Повесть Трифонова «Дом на набережной» и пьеса Розова «Гнездо глухаря» были созданы практически в одно время – в 70-е годы. Это объясняет сходство данных произведений. Мы можем сопоставить двух героев: Глебова и Георгия (Егора).

Оба героя выходцы из бедных семей. Предметом жгучей зависти Глебова в школьные годы было проживание приятелей-одноклассников, Лёвки Шулепы в том числе, в самом центре Москвы в доме на набережной. В университете он знакомится с Соней Ганчук, семья которой тоже проживает в этом «большом доме». Глебов часто бывает в гостях у Ганчуков, и тогда он осознает, что сам может поселиться в этом доме. Ради своей мечты он влюбляется в Соню, затем так же легко отказывается от нее и от ее отца как научного руководителя. Глебов положил всю свою молодость, чтобы выбиться в люди, разбогатеть и жить в свое удовольствие. Однако Глебов, оглядываясь назад, понимает, что всё это не принесло ему радости.

Егор моложе героя повести «Дом на набережной», но жизненные цели у него те же. Его детство было полуголодное, нищее, несчастливое. С ранних лет он мечтал «пролезть наверх». В университете он знакомится с Искрой, которая пожалела его. Егор выдает за свои чувства к Искре лишь благодарность. Искра стала для него шансом получить беспечное будущее. Так и происходит. Степан Алексеевич, отец Искры, устраивает карьеру Егора. Но когда Егор понимает, что большего Степан Алексеевич дать ему не сможет, он опять-таки «влюбляется» в Ариадну Коромыслову, дочь начальника. Отличие героя Розова от героя Трифонова заключается лишь в одном: Егор еще молод, чтобы понять свои ошибки, он будет и дальше идти по головам, но когда он посмотрит на свою жизнь, то поймет, как и Глебов, что счастье заключалось не в этом.

В пьесе Розова «В добрый час!» воплощена проблема взаимоотношений отцов и детей и взаимоотношений в семье вообще. Трифонов развивает эту проблему в повести «Предварительные итоги». Суть конфликта одна и та же: отец, который держится в сторону от своей семьи, мать, руководящая семейством, и дети, которые хотят жить так, как хотят они. Но писатели все же приводят своих героев к счастливому финалу. В пьесе Розова родители принимают выбор Андрея, в повести Трифонова семья воссоединяется. Однако у Трифонова конфликт окрашен в более печальные тона. Сын главного героя, Кирилл, ради материального обогащения поступается моральными принципами и продает икону Нюры, которая очень нужна была хозяйке в больнице. У Розова Андрей предстает перед читателями все же человеком нравственным, не бросающим товарищей в беде. Схожи и образы матерей в этих произведениях: Анастасия Ефремовна («В добрый час!») и Рита («Предварительные итоги») «олукьянились». Рита читает религиозные книги, потому что это модно. В своих поступках она не руководствуется моральными или христианскими принципами: больную Нюру она не принимает в свой дом лишь потому, что ей тяжело будет ухаживать за ней. Анастасия Ефремовна беспокоится о бытовых мелочах и тоже не считается с моралью, когда не принимает Алексея в своем доме.

Итак, Трифонов и Розов отразили в своих произведениях реальные проблемы современного им общества. Среди таких проблем можно назвать противостояние духовного и материального, аморального и нравственного, взаимоотношения отцов и детей. Основной темой названных в данной работе произведений Трифонова и Розова является «борьба с вещизмом». Всё это и обусловило сходные черты, которые можно обнаружить в творчестве этих писателей.
Тағы рефераттар